Портал электронных госуслуг
Всероссийский молодёжный образовательный форум «Территория смыслов на Клязьме»
Официальный портал РА
Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида на Бакальской косе»
Всероссийский молодёжный образовательный форум «Итуруп»
Федеральный портал управленческих кадров
Всероссийский молодёжный образовательный форум «Балтийский Артек»
Федеральный портал


Designed by:

Приказ № 69 от 31 января 2012 года Министерства образования и науки Российской Федерации...
В соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р, приказываю: 
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643 и от 24 января 2012 г. N 39. 
Приложение утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. N 69 
ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089
В части I «Начальное общее образование. Основное общее образование»: 
1.В разделе «Начальное общее образование. Общие положения»: 
а)абзац тринадцатый изложить в следующей редакции: 
«Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики.»; 
б)дополнить абзацем семнадцатым следующего содержания: 
«В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.»; 
в)абзац семнадцатый считать абзацем восемнадцатым. 
2.Дополнить разделом «Стандарт начального общего образования по Основам религиозных культур и светской этики» следующего содержания:
«СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей: 
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; 
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Россия — наша Родина. 
Основы православной культуры 
 Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. 
Основы исламской культуры 
 Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. 
Основы буддийской культуры 
тВведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. 
Основы иудейской культуры 
 Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. 
Основы мировых религиозных культур 
 Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. 
Основы светской этики 
 Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. 
 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Требования к уровню 
подготовки оканчивающих начальную школу
 В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: 
знать/понимать: 
 основные понятия религиозных культур; 
 историю возникновения религиозных культур; 
 историю развития различных религиозных культур в истории России; 
 особенности и традиции религий; 
 описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь; 
уметь: 
 описывать различные явления религиозных традиций и культур; 
 устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; 
 излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; 
 соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; 
 строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; 
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; 
 готовить сообщения по выбранным темам.».